Иностранные актрисы

Katherine Mathilda (Tilda) Swinton - королева эпатажа

В 2008 году Тильда Суинтон получила «Оскара» за роль в фильме «Майкл Клейтон». 47-летняя англичанка явилась на церемонию не с мужем, писателем Джоном Берном, а с 29-летним художником Сандро Коппом.

Тильда СвинтонЕстественно, пресса обратилась к Тильде за объяснениями. «Мы - одна семья, - ответила она. - И мы очень счастливы». Ее муж высказался резче: «Мы любим наших детей, дети любят нас. Остальное никого не касается». Постепенно выяснилось, что Тильда познакомилась с Сандро в 2004 г. на съемках первой серии «Хроник Нарнии» (он был одним из художников-оформителей) и затем привела его в свой дом в Шотландии.

Леди "с приветом"

Будь это кто-нибудь из голливудских актеров -американская пресса встала бы на дыбы. Но на карьере Тильды Суинтон признание в «опасных связях» никак не отразилось. Она по-прежнему много снимается. Только что на экраны вышла вторая серия «Хроник Нарнии»; скоро в прокате появятся фильмы «Сжечь после прочтения» и «Странное дело Бенджамена Баттона», в обеих картинах она снялась вместе с Брэдом Питтом.

Тильду простили. Или все списали на ее эксцентричность. Необычная карьера и личная жизнь актрисы давно уже стали притчей во языцех. Одна из самых необычных актерских работ Тильды Суинтон - появление в композиции The Maybe («Определенность неопределенного») британской художницы Корнелии Паркер в 1994 г.: восемь часов актриса пролежала неподвижно с закрытыми глазами в гробу. Стеклянный саркофаг был выставлен на всеобщее обозрение в Лондоне в галерее Serpentine; к нему была прикреплена табличка «Матильда Суинтон, 1960 - ».

Трудный ребенок

Тильда родилась в 1960 г. в семье потомственного военного-аристократа и имеет одну из самых завидных родословных в Великобритании. Фамилия Суинтонов впервые упоминается в саксонских исторических хрониках в 886 г., когда предок Тильды Эдульф Суинтон, лорд Бамбypra, признал своим господином Альфреда Великого, правителя англосаксонского королевства Уэссекс. Отец Тильды служил в Германии и Австралии, и в конце концов дослужился дo звания генерал-майора и стал начальником королевского дворцового дивизиона. Семья часто переезжала с места на место, но каждый год проводила несколько месяцев в семейном поместье в Шотландии.

Ее университеты

Родители отдали Тильду и трех ее братьев в привилегированные частные школы-интернаты. Она попала в женскую школу в Уэст-Хите, где ее одноклассницей была Диана Спенсер, будущая принцесса Уэльская. Тильда училась блестяще, но не стремилась в лидеры. Преподаватель физкультуры, заметив, что она очень хорошо бегает, попытался записать ее на соревнования, но она отказалась, "притворившись, что растянула сухожилие. «Мне просто нравилось бегать, вспоминала она позднее. В такие моменты я чувствовала себя свободной, по-настоящему живой. А какая радость в том, что ты кого-то обгонишь?» Тосле школы Тильда решила, что ей пора посмотреть на реальную жизнь. Два года она работала с детьми бедняков а Африке и, по ее словам, именно в те годы помяла, что никогда не будет жить так, как ее родители. По возвращении домой она поступила в Кембридж на отделение политологии и социологии. Параллельно записалась в класс английской литературы, поскольку у нее были писательские амбиции. Начав сочинять пьесы, она поступила в студенческий театр. И открыла для себя лицедейство.

После университета Суинтон попробовала играть на профессиональной сцене. Хотя благодаря работе в эдинбургском театре Traverse Тильда встретилась с будущим мужем Джоном Берном, в целом она была разочарована атмосферой, царящей в театральных труппах, и начала подумывать о том, чтобы стать писательницей. Но в этот момент Тильду познакомили с режиссером Дереком Джарменом, и ее судьба была решена.

Муза Джармена

Бунтарь, эстет и авангардист Джармен снимал необычные, вызывающие фильмы и давал актерам полную свободу. Тильда познакомилась с режиссером, когда он готовился к съемкам фильма «Караваджо» о знаменитом художнике XVII в. Джармен был поражен сходством Тильды с женщинами, которых изображал Караваджо на своих картинах, и сразу же предложил ей главную женскую роль.

С момента встречи в 1986 г. до смерти Джармена в 1994 г. Тильда снялась в семи фильмах режиссера, став его музой. «Если бы не Дерек, я вряд ли стала бы киноактрисой, - говорит Суинтон. - Годы, которые я провела на его съемочных площадках, стали для меня лучшей школой. Он научил меня, что главное - режиссура. Актерская игра - это дым и зеркала. Он изменил меня, показав, как должен жить настоящий артист».

Многие годы Суинтон снималась в необычных кинопроектах и постепенно завоевала репутацию бесстрашной актрисы, сочетающей в своей игре гротеск и чувственность. В «Орландо» она играла мужчину, живущего 400 лет и постепенно превращающегося в женщину. В ленте «Как мужчина мужчине» изображала женщину, вынужденную выдавать себя за своего мужа. В театре она играла Моцарта в пьесе «Моцарт и Сальери» Манфреда Карге.Она считает, что мир кино очень консервативен, и что в мире живописи и моды у нее гораздо больше шансов сказать что-то новое. Недавно Суинтон заявила, что хотела бы привезти в Москву свой знаменитый хэппенинг «Определенность неопределенного». Она также хочет поработать с голландскими модными дизайнерами Viktor and Rolf, которые посвятили ей свою коллекцию 2003 г.

Трудная работа

Последнее время Тильда Суинтон все чаще снимается в крупнобюджетных постановках на больших голливудских студиях. Впрочем, она уверяет, что такие фильмы для нее - возможность расслабиться и отдохнуть от материнских забот. У нее двое детей - 10-летние близнецы, сын Ксавье и дочка Хонор, и она уверяет, что работа матери для нее - самая трудная и ответственная.

2008