Блог о кино

Подсказки к фильму Дэвида Линча Малхолланд драйв

Дэвид Линч в МД расставил много маячков внутри фильма. В первый просмотр, если не читал разбор фильма, прочитать их все не получится. Надо смотреть несколько раз.

Начну с общего замечания. Все, что происходит во сне, бреде или в момент перехода от жизни к смерти — это отголоски реальности. Несбывшиеся надежды, обиды и страх. Месть режиссеру, уведшему возлюбленную, и новая попытка стать счастливой в профессии и в лесбийской любви.

В целом сон является полной противоположностью реальному убогому и болезненному существованию героини Наоми Уоттс, но внутрь него прорываются страхи и отчаяние из реальности, в том числе и ужасно гипертрофированные. Например, грязное чудовище "позади этого здания"

Кафе. Беседа психолога с пациентом.

Главная, все объясняющая сцена.

-Это своего рода смущение. Мне снилось это место. Это второй сон, но они оба одинаковые. Это не день и не ночь. Это может быть полночь. Выглядит все, как и сейчас. Кроме света. Напуган я так, что не передать словами. Вы в обоих снах, и вы напуганы. Я начал бояться ещё больше после того, как увидел, как напуганы вы. Затем я понял в чём дело. Был человек. Я мог видеть его через стену, и я мог видеть его лицо. Я надеюсь, что никогда не увижу это лицо в реальности.
-Ты пришел посмотреть, не там ли он?
-Чтобы избавиться от страшного ужасного чувства.
-Прямо сейчас.
Они выходят. Доктор никого не видит, а псих видит беса и умирает.

Объяснение

В этой сцене рассказан весь фильм. Дано объяснение происходящему. Более того, практически в самом начале кино раскрыт финал. Очень наглый ход Линча.

Сон.

—Вы в обоих снах. Это не день и не ночь.
Бетти-Диана находится в пограничном состоянии между сном и реальностью. Рита-Камилла в обеих реальностях.

Ужасный бомж с грязным лицом на свалке за кафе.

Пациент видит. Доктор не видит. Лицо — аллегория грязной реальности. Диана столкнулась с предательством возлюбленной, голливудским снобизмом и прочим закулисьем.
Как вариант, лицо — это ужасный поступок самой Дианы (заказала убийство Камиллы). Не смогла жить с чувством страха и вины. Застрелилась.

—Я надеюсь, что никогда не увижу это лицо в реальности.
Увы, не получилось не увидеть.

В фильме Бетти-Диана (Наоми Уоттс) живет двумя жизнями (два сна) Не ясно какая из них реальна. Приезд в Голливуд — это тоже сон.

Что-то пограничное (это не день и не ночь, может быть полночь). Рита-Камилла (Елена Лора Харринг) в обоих реальностях

—Вы в обоих снах. Рита потеряла память и напугана (и вы напуганы).

-Ты пришел посмотреть, не там ли он?
-Чтобы избавиться от страшного ужасного чувства.
Посмотреть в глаза правде. Правда ужасна. Осознание этого ужаса ведет к смерти.

Далее — поминутный анализ.

Переговоры о выборе актрисы на главную роль.
Полный бред. Совершенный сюрреализм. Это уже не твой фильм. Диана издевается над режиссером, который не давал ей главные роли и в конечном итоге увел у неё любимую.

2 мин.

Кровать, подушка. Камера проваливается в подушку. Начинается сон.

6 мин.

Девушка совершенно не пострадала, только потеряла память. Это невероятно. Такое возможно только во сне или в кино.

11.20

Диалог в кафе Winkie`s. В этом эпизоде коротко рассказан весь фильм.

11.40

—В Winkie`s? —В этот Winkie`s.

Не любой ресторан сети, а именно в этот. Здесь Диана "заказала" подругу убийце.

42 мин.

Бетти уговаривает Риту отправиться на поиски.

—Я думала, что сон мне поможет. Я думала, что когда проснусь ...

Эти слова говорит Рита, но относятся они к Бетти.

45 мин.

Бетти: —Не обязательно называть себя. Представь себе, что мы играем в кино. Мы можем назваться другими именами.

Отголосок из реальности. Это ведь сделала Диана. Вернее, сделало её воспаленное ревностью и страхом сознание. Бетти знает, о чем говорит.

52 мин.

Официантку зовут Diane. Это настоящее имя главной героини. Прорыв реальности в сон.

Диалог режиссера Алана Кэшера и ковбоя.

—Если ты увидишь меня один раз, значит будет хорошо. Увидишь меня дважды — плохо. 

Дайана видит ковбоя дважды. На пленке первый раз — ковбой будит её —Вставай красавица. Второй раз — вечеринка в доме режиссера (132 мин.) И это плохо. В жизни, сначала вечеринка, потом появление в доме Дайаны. Обратите внимание на восхитительный ход с Ковбоем. В реальности — это эпизодический и едва заметный в своей таинственности персонаж. Во сне он получает необыкновенную, демоническую силу. Легко убеждает Адама и прерывает сон героини. Загнанное в угол сознание неудачливой актрисы ищет объяснение своим неудачам и находит "серого кардинала". На роль "решалы", возможно и не безоснавательно, назначен таинственный ковбой.

61 мин.

Слепая соседка стучит в дверь.

—Меня зовут Бетти. Тетя разрешила пожить....

—Она о тебе ничего не говорила.

Здесь сознание главной героини допустило ошибку. В искусно сплетенной истории упущен важный элемент, который грозит разрушить идиллию. Бетти приходится врать.

Любая неприятная, неуютная нестыковка ведет к пробуждению. "Она о тебе ничего не говорила" для зрителя, звучит для спящей девушки как "Ты не Бетти".

81 мин.

Бетти и режиссер Адам Кэшер смотрят друг на друга. Особое внимание к этому взгляду, крупный план на глаза явно указывает на то, что они видели друг друга раньше.

96 мин.

Бетти. Предоставь это мне. Я о тебе позабочусь. В другой жизни было наоборот. Рита заботилась о Дайане.

99 мин.

Лесбийский секс.

—Ты когда-нибудь делала это раньше?

Бетти молчит. Молчание — знак согласия? Вообще-то, делала. И именно с ней, с Ритой.

3.

Сцена в офисе частного детектива или что-то вроде того.

Наёмный убийца пришел за записной книжкой. Эта книжка должна помочь найти Риту.

—Это была смешная история. Чертова авария.

Он рассказал патлатому наемному убийце об аварии на Малхолланд Драйв.

103 мин

Театр.

Здесь Линч уже открытым текстом говорит, что история успеха Бетти — её сон или иллюзия, полученная от дьявола в обмен на душу. Здесь нет музыкантов. Здесь нет оркестра. Это запись. Это всё только иллюзия. Но даже несмотря на то, что это иллюзия, можно умереть. Ребекка дель Рио, плакальщица из Лос-Анжелеса, не поёт, а только открывает рот под фонограмму, но настолько верит в иллюзию, вкладывая в пение всю душу, что теряет сознание или даже умирает. И Бетти–Диана (Наоми Уоттс) умерла. Придя домой, она просто исчезает. Сон окончен.

121 мин.

—Помнишь что ты говорила? —Я говорила, что ты сводишь меня с ума.

Так оно и было. Ведь Диана инициировала потерю памяти у подруги.

134 мин.

Диалог в том же кафе "У Винки" с наемным убийцей. На табличке официантки новое имя для Дайаны — Бетти. Во сне у главной героини будет это имя.

Бабка и дед пролезли под дверью.