Блог о кино

Рецензия на фильм Текст. Разбор сценария.

Тварь ли я дрожащая или право имею?

Сразу оговорюсь, что не читал первоисточник. Поэтому сравнивать с книгой не стану.

Интересная находка с проникновением в чужой телефон и вместе с ним, в чужую жизнь. Говорят, неплохо играет Петров.

Разбирая сюжет, мотивации и поступки персонажей, видишь, как всё должно работать. Должно, но работает не для всех.

Главный герой. Актер — Александр Петров. На момент выхода фильма ему 29 лет. Вот так студент! В экспозиции не выглядит глупым юнцом, хоть и взъерошен чуб. А должен.

7 лет

Возможно, семь лет за хранение много. Но 18–20 (студент) плюс семь — почти физический возраст Петрова.

Сцена убийства

Прекрасно проработана. Петров наносит первый удар после слов мента "Иди домой. К маме". Логично. Петров не сразу заметает следы. Авторы предоставляют время для рефлексии — появились  прохожие (прикрыть дверь), мечется снаружи, возвращается. Было время обмозговать ситуацию. Труп в мешок? В канализационный колодец. Позднее вернется за деньгами и наркотиками. Надо сохранить труп.

И да, акцент на сбитых костяшках пальцев тоже сделан. Автор грамотно подвел к главному. А главное — завладение телефоном. Не подкопаться. Почти.

Зачем Петров цирк устраивает? По щекам себя молотит. Этот цирк и рушит все восприятие. Всегда плохо воспринимаю кривляние в серьезном кино, в трагедии.

И телефон. Был аффект. Петров метался. Но аффект прошел. Труп в колодце, телефон в кармане лежит. Забыл выбросить?

Мама

С одной стороны: удар после "Иди домой. К маме", "Нет у меня больше мамы"; не верит что мать умерла, входит в квартиру, зовет её (цирк). С другой стороны, не хоронит. Денег нет? Да ладно! Добыл же бабки. Распалась личность к тому времени? Подмена произошла? Уже не тварь дрожащая, а тот, кто имеет право? Мать осталась в прошлом и забыта? Вроде все правильно. Только мать забыта была раньше. Просьба денег у друга не в счет. У мамы совсем не было накоплений? Сраные 20 т.р. в микрокредите по паспорту не дали бы? Не верю. Тварь ваш герой!

Подсказки зрител

Сцена "Друг в гостях у главного героя". Рассказывает про удобную функцию смартфона — надиктовку текста. Могло быть решено иначе. Без дураков.

Сцена "Убийство". Петров будущему покойнику: -Кому ты там звонишь? Что ты там набираешь? Набирает пароль. Позднее будет флешбек с набором. Опять акцент для зрителя–дурачка. 

Такие вещи подготовленный зритель, в том числе который сам пишет, замечает и матерится.

"Текст" как преступление и наказание

Илья Горюнов, персонаж Петрова — современный Раскольников, бедный студент. Раскольников забросил учебу, и Илья не хочет учиться. Мамины уговоры не работают.

Мать главного героя — нищая учительница. Учительница же. Должна быть нищей. Аналогия с Родей Раскольниковым.

Петр Хазин, персонаж Ивана Янковского, коррумпированный полицейский объединяет две функции: старушки–процентщицы (туда ей и дорога) и сестры её (случайной жертвы). Убит случайно. А если бы и не случайно?

Беременная Нина (героиня Асмус) и Соня Мармеладова. Обе — падшие женщины. Торгуют своим телом. Обе забирают жизнь, но спасают душу главного главного героя. В "Преступлении и наказании" не жизнь, а свободу. При других обстоятельствах и в другое время могли и казнить. Не суть. Схема та же.